Икона "Апостолы Петр и Павел"

Икона "Апостолы Петр и Павел"

Икона "Апостолы Петр и Павел"

Древнейшая православная икона "Апостолы Петр и Павел", находящаяся в экспозиции Новгородского государственного музея заповедника (НГМЗ), относится к разряду "анонимных". Неизвестный ныне живописец византийской школы написал ее в XI веке.

Чуть позднее для иконы был изготовлен оклад из позолоченного серебра.

Примерные размеры православной святыни составляют около двух с половиной метров на полтора. Апостолы представлены в рост, в центре наверху написана полуфигура Христа. Головы апостолов даны не в строгом фронтальном положении, а в трехчетвертном повороте. Павел держит книгу, в левой руке Петра длинное древко креста, свиток и три ключа.

По свидетельствам летописцев, в конце ХVI века после разгрома Великого Новгорода войсками Ивана Грозного, икона вместе с другими ценностями была вывезена в Москву. Ее дальнейшую судьбу с абсолютной достоверностью установить не удалось. Известно только, что через некоторое время памятник древнерусской иконописи был возвращен в Великий Новгород и хранился в древнейшем русском православном храме кафедральном Софийском соборе.

Самые большие повреждения икона получила в годы Второй мировой войны. Оккупанты вывезли икону "Апостолы Петр и Павел" в Германию в числе других российских уникальных ценностей. А по окончании войны образ был обнаружен в одном из берлинских пакгаузов.

Послевоенная реставрация памятника, выполненная Василием Кириковым, позволила в 1959 году поместить икону "Апостолы Петр и Павел" в экспозицию Новгородского музея заповедника, однако уже в 90 е годы прошлого столетия икону отнесли, по выражению специалистов, к категории "больных, требующих срочного укрепления".

В сентябре 2002 года находившаяся в аварийном состоянии, святыня и ее оклад были отправлены из Великого Новгорода на реставрацию в Москву в Государственный научно исследовательский институт реставрации. По словам ученых, к тому моменту существовала реальная угроза осыпания красочного слоя.

Подготовка уникального памятника к транспортировке велась в течение двух месяцев. Перед отправкой в Москву ученые провели так называемые "консервационные работы", а чтобы не повредить икону по дороге, создали специальную схему упаковки.

Исследование и восстановление иконы в ГосНИИР проходили под руководством реставратора высшей квалификации, лауреата Государственной премии, заслуженного работника культуры Юрия Рузавина.

Приемка работ и первый показ шедевров состоялись в Москве 8 октября 2008 года. Шедевры были возвращены в Великий Новгород 7 ноября того же года.

10 ноября 2008 года икона и ее оклад были установлены на выставке "Русская икона XI XIX веков в собрании Новгородского музея в Присутственных местах Кремля". Шедевры были помещены в герметичные витрины, где с помощью специальной аппаратуры постоянно поддерживается температура около 18 градусов тепла при влажности воздуха от 50 до 60%. Оклад иконы к тому моменту уже был покрыт со всех сторон защитным лаком (консервантом). Покрытие консервантом самой иконы, ознаменовавшей полное окончание семилетней реставрации, Рузавин провел в Великом Новгороде 21 июля 2009 года.

В марте 2010 года за восстановление оклада иконы "Апостолы Петр и Павел" сотрудники московского ГосНИИ реставрации (ГосНИИР) получили премию имени известного русского историка и археолога Ивана Забелина.

В октябре 2010 года Юрий Рузавин заявил, что анализы красочного слоя и случайно сохранившейся на нем капли свинцово оловянной жидкости дали еще одно подтверждение точки зрения ученых, считавших, что икона была написана в середине XI века. Изучение одной из пяти липовых досок, послуживших основой для шедевра, показало, что дерево старше иконы примерно на 160 170 лет. Специалисты считают, что оклад "Апостолов Петра и Павла" был изготовлен из позолоченного серебра немногим позже написания иконы.

В ходе реставрации исследователям пришлось разобрать и снова собрать оклад, состоявший из примерно 600 крупных и мелких фрагментов из крайне хрупкого серебра.

На некоторых фрагментах сохранилось древнейшее авторское золочение, которое оказалось более качественным, чем золочение других частей оклада, которые мастера в древности "вкрапляли" в него при ремонтах.

В ходе восстановления оклада ученые сумели сделать так, что его древнейшие фрагменты, закрытые при ремонтах более поздними "вставками", снова оказались сверху, на виду.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Икона "Апостолы Петр и Павел"" в других словарях:

  • АПОСТОЛЫ — [от греч. ἀπόστολος посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. История термина В античной лит ре слово ἀπόστολος употреблялось для обозначения морской… …   Православная энциклопедия

  • ИКОНА — [греч. εἰκών], правосл. литургический образ. В широком понимании словом εἰκών обозначалось любое изображение, независимо от сюжета или вещества, из к рого оно создано (помимо εἰκών существовали др. обозначения И., передававшие различные оттенки… …   Православная энциклопедия

  • Пётр и Павел (икона Софийского собора в Новгороде) — …   Википедия

  • ЖИТИЙНАЯ ИКОНА — Вмц. Марина, с житием. Икона. Кон. XII в.? (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Вмц. Марина, с житием. Икона. Кон. XII в.? (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) название… …   Православная энциклопедия

  • ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью… …   Православная энциклопедия

  • ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля)получила название в… …   Православная энциклопедия

  • ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — [Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон ре… …   Православная энциклопедия

  • Русская иконопись — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись  развивавшеес …   Википедия

  • Русские иконы — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры… …   Википедия

  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ — (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»