Икона "Апостолы Петр и Павел"

Икона "Апостолы Петр и Павел"

Икона "Апостолы Петр и Павел"

Древнейшая православная икона "Апостолы Петр и Павел", находящаяся в экспозиции Новгородского государственного музея заповедника (НГМЗ), относится к разряду "анонимных". Неизвестный ныне живописец византийской школы написал ее в XI веке.

Чуть позднее для иконы был изготовлен оклад из позолоченного серебра.

Примерные размеры православной святыни составляют около двух с половиной метров на полтора. Апостолы представлены в рост, в центре наверху написана полуфигура Христа. Головы апостолов даны не в строгом фронтальном положении, а в трехчетвертном повороте. Павел держит книгу, в левой руке Петра длинное древко креста, свиток и три ключа.

По свидетельствам летописцев, в конце ХVI века после разгрома Великого Новгорода войсками Ивана Грозного, икона вместе с другими ценностями была вывезена в Москву. Ее дальнейшую судьбу с абсолютной достоверностью установить не удалось. Известно только, что через некоторое время памятник древнерусской иконописи был возвращен в Великий Новгород и хранился в древнейшем русском православном храме кафедральном Софийском соборе.

Самые большие повреждения икона получила в годы Второй мировой войны. Оккупанты вывезли икону "Апостолы Петр и Павел" в Германию в числе других российских уникальных ценностей. А по окончании войны образ был обнаружен в одном из берлинских пакгаузов.

Послевоенная реставрация памятника, выполненная Василием Кириковым, позволила в 1959 году поместить икону "Апостолы Петр и Павел" в экспозицию Новгородского музея заповедника, однако уже в 90 е годы прошлого столетия икону отнесли, по выражению специалистов, к категории "больных, требующих срочного укрепления".

В сентябре 2002 года находившаяся в аварийном состоянии, святыня и ее оклад были отправлены из Великого Новгорода на реставрацию в Москву в Государственный научно исследовательский институт реставрации. По словам ученых, к тому моменту существовала реальная угроза осыпания красочного слоя.

Подготовка уникального памятника к транспортировке велась в течение двух месяцев. Перед отправкой в Москву ученые провели так называемые "консервационные работы", а чтобы не повредить икону по дороге, создали специальную схему упаковки.

Исследование и восстановление иконы в ГосНИИР проходили под руководством реставратора высшей квалификации, лауреата Государственной премии, заслуженного работника культуры Юрия Рузавина.

Приемка работ и первый показ шедевров состоялись в Москве 8 октября 2008 года. Шедевры были возвращены в Великий Новгород 7 ноября того же года.

10 ноября 2008 года икона и ее оклад были установлены на выставке "Русская икона XI XIX веков в собрании Новгородского музея в Присутственных местах Кремля". Шедевры были помещены в герметичные витрины, где с помощью специальной аппаратуры постоянно поддерживается температура около 18 градусов тепла при влажности воздуха от 50 до 60%. Оклад иконы к тому моменту уже был покрыт со всех сторон защитным лаком (консервантом). Покрытие консервантом самой иконы, ознаменовавшей полное окончание семилетней реставрации, Рузавин провел в Великом Новгороде 21 июля 2009 года.

В марте 2010 года за восстановление оклада иконы "Апостолы Петр и Павел" сотрудники московского ГосНИИ реставрации (ГосНИИР) получили премию имени известного русского историка и археолога Ивана Забелина.

В октябре 2010 года Юрий Рузавин заявил, что анализы красочного слоя и случайно сохранившейся на нем капли свинцово оловянной жидкости дали еще одно подтверждение точки зрения ученых, считавших, что икона была написана в середине XI века. Изучение одной из пяти липовых досок, послуживших основой для шедевра, показало, что дерево старше иконы примерно на 160 170 лет. Специалисты считают, что оклад "Апостолов Петра и Павла" был изготовлен из позолоченного серебра немногим позже написания иконы.

В ходе реставрации исследователям пришлось разобрать и снова собрать оклад, состоявший из примерно 600 крупных и мелких фрагментов из крайне хрупкого серебра.

На некоторых фрагментах сохранилось древнейшее авторское золочение, которое оказалось более качественным, чем золочение других частей оклада, которые мастера в древности "вкрапляли" в него при ремонтах.

В ходе восстановления оклада ученые сумели сделать так, что его древнейшие фрагменты, закрытые при ремонтах более поздними "вставками", снова оказались сверху, на виду.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Икона "Апостолы Петр и Павел"" в других словарях:

  • АПОСТОЛЫ — [от греч. ἀπόστολος посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. История термина В античной лит ре слово ἀπόστολος употреблялось для обозначения морской… …   Православная энциклопедия

  • ИКОНА — [греч. εἰκών], правосл. литургический образ. В широком понимании словом εἰκών обозначалось любое изображение, независимо от сюжета или вещества, из к рого оно создано (помимо εἰκών существовали др. обозначения И., передававшие различные оттенки… …   Православная энциклопедия

  • Пётр и Павел (икона Софийского собора в Новгороде) — …   Википедия

  • ЖИТИЙНАЯ ИКОНА — Вмц. Марина, с житием. Икона. Кон. XII в.? (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Вмц. Марина, с житием. Икона. Кон. XII в.? (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия) название… …   Православная энциклопедия

  • ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью… …   Православная энциклопедия

  • ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля)получила название в… …   Православная энциклопедия

  • ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — [Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон ре… …   Православная энциклопедия

  • Русская иконопись — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись  развивавшеес …   Википедия

  • Русские иконы — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры… …   Википедия

  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ — (ок. 960 15.07.1015, с. Берестово под Киевом), равноап. (пам. 15 июля и 10 окт. в Соборе Волынских святых), кн. киевский (978 1015), креститель Руси, сын киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960 972), внук равноап. киевской кнг. Ольги († 969) …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»